Официальная  история организации началась в октябре 1938 года по инициативе В. В. Безродного. Художник, педагог и общественный деятель Василий Васильевич Безродный закончил Санкт-Петербургскую академию художеств им. И. Е. Репина, факультет театрального оформления. По оценкам современников он был современно мыслящим, обладающим знаниями и высокой художественной культурой человеком.

 

Во Владивостоке тех лет высшее художественное образование было редким явлением. Профессиональные навыки и видение искусства В. В. Безродного формировалось в бывшей императорской академии художеств, где в то время преподавали А. П. Остроумова-Лебедева, И. И. Бродский, М. П. Бобышев, Б. В. Иогансон, Д. Н. Кардовский.

 

Об атмосфере в академии тех лет позволяет судить специальный зал, открытый в 2013 году в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств (НИМ РАХ) в Санкт-Петербурге. Это зал, посвященный Академии художеств в один из сложных для нее периодов – 1920- начало 1930‑х годов, когда здесь существовала необычная, пестрая картина разнообразных, иногда взаимоисключающих направлений.  Это повлияло на становление художника.

 

Одним из качеств В. В. Безродного, сформированных в то время, можно назвать многогранность его творческой натуры. Это сказалось и на атмосфере во вновь созданной в Приморье организации, и на характере деятельности самого В. В. Безродного, занимавшегося не только делами местного союза художников, но и стремящегося наладить художественное образование.

О первых шагах Приморской организации художников В. И. Кандыба писал следующее: «10 октября 1938 года впервые в истории края собрались вместе художники из разных мест Приморья.

Это собрание стало учредительным. Его результат – образование организационного комитета Союза приморских художников, который 1 августа 1939 года был взят на учет оргкомитетом Союза советских художников в Москве.

 

Председателем избрали В. В. Безродного, заместителем председателя и председателем выставочного комитета – В. Ф. Иноземцева, техническим секретарем – Т. Г. Алешунина приморские художники взяли за образец передвижническую «Артель свободных художников», переняв прежде всего формы творческого общения. Знаменитые «четверги» у Н. И. Крамского с рисованием, разговорами об искусстве преобразились во Владивостоке в студию повышения квалификации для художников. Были регулярные встречи, работа над собой. Здесь царил студийный, неповторимый дух товарищества, солидарности, энтузиазма и творческой устремленности. Недаром уже в 1939 году по плану оргкомитета открылась совместная выставка работ художников Приморья. В ней участвовали 18 человек со 120 работами».

 

В состав творческой организации вошли И. А. Зырянов, П. В. Мулдин, О. Я. Богашевская-Сушкова, С. С. Сережин, М. А. Цыганов, В. М. Фомин, Н. А. Мазуренко, В. М. Свиридов, Ф. И. Родионов, С. П. Колабухов, Д. С. Будрин, Д. П. Праведников, А. В. Зевин, Т. И. Образков, И. Ф. Палшков (Сучан, с 1972 года – Партизанск), П. П. Медведев (Артем), В. М. Зотов (Уссурийск), С. П. Чайка (Уссурийск), И. С. Дерека (Уссурийск), С. Ф. Арефин (Уссурийск), Ю. Л. Арс (Уссурийск), Г. К. Асланов (Уссурийск).

 

Члены первого состава организации имели разный образовательный уровень и разный профессиональный опыт. Так, М. А. Цыганов окончил клубно-инструкторское отделение техникума в Ростове, далее работал в клубе полка в качестве художника в период службы в РККА (1932-34), П. В. Мулдин начал творческий путь с ученика художника кинотеатра «Уссури». С. Ф. Арефин получил подготовку в Студии военных художников. И. Ф. Палшков (1887-1954) закончил в 1912 году Центральное училище технического рисования барона Штиглица и имел опыт работы на ситце-набивных фабриках Серпухова, Ивано-Вознесенска, а также опыт участника выставок Общества непартийных художников в Санкт-Петербурге (1914-1915) и получил признание за пейзажи, этюды и графику. В 1916‑м году И. Ф. Палшков принимал участие в устройстве церкви при школе народного искусства императрицы Александры Фёдоровны, за что был пожалован драгоценной булавкой с изображением государственного герба.  Но, не смотря на эти различия, художников объединяло одно: в их творчестве отражалась природа и многогранная жизнь Приморского края.

 

Оргкомитет Товарищества приморских художников в 1939 году работал дома у В. В. Безродного по адресу Пушкинская, 12.  Этот дом не сохранился. Во Владивосток В. В. Безродный переезжает из Уссурийска в 1936 году.

Он начинает работать в театре Тихоокеанского флота, создает эскизы декораций и костюмов. Одновременно художник выступает с образовательными инициативами: создает «Студию флотских художников» при Матросском клубе, располагавшемся в то время в здании лютеранской кирхи, где занимаются краснофлотцы и красноармейцы.

 

В 1939 году в Клубе моряков (сегодня Пушкинский театр, ул. Пушкинская, 27) по инициативе Безродного создается школа-студия, в которой обучались по программе средней художественной школы. Сознание необходимости профессионального (а не студийного образования) побуждает В. В. Безродного проявлять настойчивость в вопросе создания Владивостокского художественного училища. В 1943 году Наркомат просвещения СССР утвердил решение об открытии во Владивостоке художественного училища, директором которого был назначен Т. Г. Алешунин (впоследствии перешедший в организованный в 1962 году Дальневосточный педагогический институт искусств на должность проректора по хозяйственным вопросам ). В 1944 году был сделан первый набор студентов, к следующему учебному году 1945‑1946 в училище было два курса живописного и театрального отделений и один – скульптурного.

 

В 2014 году Владивостокское художественное училище отметило семидесятилетие, и в настоящее время формируется материал для создания альбома, посвященного истории училища и его роли в становлении и развитии художественного образования в Приморском крае и на Дальнем Востоке. В данной статье хотелось бы подчеркнуть связь творческой организации и училища: преподаватели ВХУ того периода В. В. Безродный, Б. Ф. Лобас, В. С. Зданович, Г. М. Цаплин, Ф. Н. Бабанин, К. И. Шебеко, В. И. Прокуров, А. М. Родионов, М. А. Костин, Н. П. Жоголев, Д. П. Косницкий, Ю. А. Земсков и др. и настоящего времени Л. Т. Убираева, С. И. Герасимов, Н. М. Тимофеев, Е. Е. Макеев, Л. А. Козьмина, А. А. Обманец, М. В. Холмогорова, А. П. Жоголева, В. В. Медведев и др. являлись и являются членами Приморской организации Союза художников России.

 

Со временем организационная и творческая работа Приморской организации художников вышла на качественно новый уровень: краевые художественные выставки стали регулярными, выпускники Владивостокского художественного училища приходили в художественную жизнь. В 1959 году Приморская организация вселилась в новое здание по ул. Алеутской, 14‑а.

 

Новый, яркий этап начинается в жизни Приморского союза художников в середине 1950‑х. Это годы профессионального становления И. В. Рыбачука, К. И. Шебеко,  К. П. Коваля, Н. А. Мазуренко, С. Ф. Арефина, В. Н. Герасименко, Т. М. Кушнарева, В. М. Медведского, В. М. Свиридова, Б. Ф. Лобаса, А. В. Телешов и др. В эти годы появляются первые обзоры творчества приморских художников в журнале «Художник». Общую характеристику этого десятилетия сформулировал В. И. Кандыба: «…это скорее период становления и накопления сил, укоренения на приморской почве молодой поросли художников-начинателей». Роль художников-начинателей в художественном освоении дальневосточной действительности велика.

 

В конце 1950‑х закладываются те особенности, которые позволили на последующих зональных выставках именовать искусство приморским. Это преобладающая роль пейзажа, стремление к освоению жанра сюжетно-тематической картины, связанной с историей края, характером труда в нем (Приморский край – территория моряков, рыбаков, шахтеров), интерес к теме Севера, Чукотки, Камчатки, Курил.

 

И. В. Рыбачук, К. И. Шебеко считаются открывателями северной темы не только в дальневосточном, но и в советском искусстве. Выставка «Три мастера» в залах Приморского отделения ВТОО «Союз художников России» в 2014 году с участием И. В. Рыбачука и К. И. Шебеко  позволила посмотреть на этот материал с точки зрения современного видения темы в искусстве и еще раз оценить масштаб сделанного. Север притягивал В. М. Медведского, И.А. Ионченкова, Н. Д. Волкова (Уссурийск) и др. художников, побуждая к поискам особых художественных средств адекватного отражения природы и человека Севера.

 

Другой не менее значительной темой в искусстве приморских художников явилась шикотанская тема. Ставшая предметом новейших исследований в связи с вниманием к отечественному искусству 1960‑х в целом , эта тема оказалась связанной с творчеством более чем двух десятков художников Приморского края и продлилась не одно десятилетие, дав импульс существованию Шикотанской группы. Первый период существования группы связан с именами Ю. И. Волкова, И. А. Кузнецова, В. С. Рачева, Е. Н. Коржа. История создания группы связана с личностью О. Н. Лошакова, после окончания Московского художественного института им. В. И. Сурикова приехавшего во Владивосток для преподавательской работы в художественном училище. Пейзаж, портрет, сюжетно-тематическая картина – эти жанры воплотились в десятках полотен, основным содержанием которых были «природа Дальнего Востока, затем – человек в простых и сильных отношениях с ней».  В работах шикотанцев реализовался суровый стиль – направление в искусстве 1960‑х, короткое по времени, но, не смотря на это, повлиявшее на последующее мироощущение советских художников вплоть до конца 1980‑х.  Выставки группы прошли во Владивостоке, Москве.

В осенней выставке 2014 года О. Н. Лошаков участвует в качестве почетного гостя.

 

Период 1960‑х В. И. Кандыба и столичные искусствоведы связывают с развитием сюжетно-тематической картины: «Вторая половина 1960‑х отмечена событием большой важности для приморской живописи – становлением сюжетно-тематической картины. Из редкого, но всегда желанного гостя она превратилась в обязательного завсегдатая большинства наших выставок.

Острый дефицит на нее явно пошел на убыль».  В числе «картинщиков» В. И. Бочанцев, Ю. И. Волков, В. Н. Доронин, Н. П. Жоголев, К. И. Шебеко, С. А. Литвинов и др. Вторым жанром, призванным воплотить образ «героя времени» и положительно оцениваемым критикой, был портретный. Важнейшей темой выставки «Советский Дальний Восток», открывшейся в 1965 году во Владивостоке, был рассказ о современнике: «моряки, китобои, рыбаки, строители, оленеводы – вот это золотые россыпи удивительных характеров».  В этом жанре работают И. В. Рыбачук, К. И. Шебеко, В. А. Гончаренко, В. Н. Доронин, А. В. Телешов, М. И. Таболкин. Этот период отличается стремлением к широкому охвату тем, отражающих все стороны жизни Приморья и Дальнего Востока. Успехи в этой области связаны с важными событиями в художественной жизни.

 

В 1962 году был организован Дальневосточный педагогический институт искусств с музыкальным, театральным и художественным факультетами  (назывался так до 1992 года, с 1992 по 2000 – Дальневосточный государственный институт искусств, с 2000 – Дальневосточная государственная академия искусств). Этот шаг был обусловлен ситуацией с кадрами в творческих организациях, которую первый ректор института Г. В. Васильев в докладной записке министру культуры РСФСР А. И. Попову назвал «катастрофически плохой». В. А. Гончаренко, декан института, а с 1973 по 1993 ректор, пишет, что открытие вуза во Владивостоке было воспринято художниками (в том числе), как «подарок судьбы, нежданный-негаданный шанс. И, надо сказать, его использовали каждый в полную меру своих сил. Из них (студентов первого выпуска – прим. авт.) вышли яркие художники и замечательные педагоги: Ю.И. Волков, О. П. Григорьев, И. А. Ионченков, Д. П. Косницкий, П. Я. Рогаль, В. А. Снытко, Ю. В. Собченко, В. Н. Старовойтов, Г. М. Цаплин. Особо выделяю С. А. Литвинова, выросшего в нашей Академии, первого профессора от живописи на Дальнем Востоке, целиком и полностью сформированного художественной жизнью Приморья».

 

Во вновь образованный институт на преподавательскую работу пришли выпускники художественных вузов Ленинграда и Москвы – В. А. Гончаренко, К. И. Шебеко, В. И. Кандыба (искусствовед) – Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, В. Н. Доронин, В. И. Бочанцев – Московский художественный институт им. В. И. Сурикова. В 1967 году на педагогическую стезю ступили С. А. Литвинов и Ю. В. Собченко из числа выпускников института первого выпуска.

В 1977 году в число преподавателей вошел Н. П. Жоголев (Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина). Их педагогическая и творческая работа, участие в выставках, творчество их учеников сделали художественную жизнь региона «органичной, равноправной, творчески самобытной частью общероссийской жизни». Поступать на живописный факультет в ДВГИИ стали не только выпускники Владивостокского художественного училища, но и училищ Сибири и центральной России (Иркутское, Кемеровское, Благовещенское, Новоалтайское, Ивановское, Рязанское и др.).

 

Вторым фактором, повлиявшим на развитие художественной жизни, явилась организация зоны «Дальний Восток».

В 1960‑м создается Союз художников Российской Федерации. В 1960‑м в Москве проходит 1‑я республиканская выставка «Советская Россия», а перед ней в местных организациях проходят зональные выставки, в которых участвуют все члены творческих коллективов. Серьезная работа выставочных комитетов способствует большой профессиональной отдаче, также художники получают возможность соотносить свое творчество с творчеством художников других территорий. По итогам зональных выставок производился отбор работ на всероссийский уровень. Эта система сохранялась долгие годы, позволяя войти в общую художественную жизнь страны, и сохраняется сегодня. К слову, Владивосток был трижды местом проведения зональной выставки – в 1967, 1974 и 1985 гг.

 

Заложенные в 1960‑х годах традиции развивались вплоть до конца 1980‑х. Персональные выставки приморских художников проходят в Москве, альбомы репродукций К. И. Шебеко и К. П. Коваля выходят в серии «Художники Российской Федерации».  Успехи приморских художников заключаются не только в живописи, но и в станковой и книжной графике, искусстве плаката (наиболее заметным художником в этом направлении был Е. И. Дацко , который участвует в данной выставке в качестве почетного гостя), скульптуре, декоративно-прикладном и монументальном искусстве.

 

Так, для Дальневосточного книжного издательства, издательства Дальневосточного государственного университета, издательства «Дальнаука» работает группа художников, внесших замечательный вклад в развитие книжной графики Приморского края, – В. С. Чеботарев, С. М Черкасов, Ф. Г. Зинатулин, Е. И. Петровский, В. И. Воронцов, В. Г. Убираев, С. В. Горбач и др.  Так как приехавший преподавать графику в Дальневосточном институте искусств О. Иванов вернулся через 3 года в Ленинград для поступления в аспирантуру, по этой причине «художественный факультет стал исключительно живописным факультетом», подготовку в области графики давало Владивостокское художественное училище. Здесь с 1960 года преподает В. С. Чеботарев, окончивший Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (мастерская А. Ф. Пахомова по специальности художник-график). В. С. Чеботарев участвует в выставках графическими произведениями. Работает для книжных издательств Дальнего Востока. Подъем приморской графики, который связывают с именем художника, означает, что в этой области искусства начали работать многие его выпускники.

 

В 1978 году появилась секция декоративно-прикладного искусства в Приморской организации, она объединила художников из Владивостока, Артема, Находки, пос. Кавалерово. В связи с открытием ковровой фабрики и фарфорового завода в Артеме, фабрики сувениров и фарфорового завода во Владивостоке, завода художественной керамики в Спасске-Дальнем в Приморский край приехали молодые, творчески активные художники, закончившие Московское высшее художественно-промышленное училище, Одесское художественное училище им. М. Грекова, Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, Московский технологический институт, Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной, Иркутское училище искусств.

На выставках декоративно-прикладного искусства художники секции экспонировали художественный текстиль (гобелен, батик, макраме), фарфор, керамику, декоративные изделия из металла, дерева, камня с дальневосточными мотивами. В разные годы в секцию входили А. В. Кацук, П. Ф. Федотов, А. С. Песегов, О. П. Григорьев, О. Г. И А. Г. Калюжные, А. П. Онуфриенко, В.Ф. Косенко, В. К. Захаренко (Находка), Т. Г. Матюхина (Артем), Т. Г. Лимоненко, Г. М. Максимюк, Г. Г. Добрынина, Т. М. Суслова и др. В области скульптуры заявили себя Э. В. Барсегов, Н. М. Шайморданова, В. Г. Ненаживин.

 

В публикациях, посвященных Приморской организации Союза художников России, отмечают равновесие разных жанров живописи, в большом количестве произведений графики, скульптуры, декоративно-прикладного и монументального искусства. Художники Приморья являются авторами хорошего уровня станковых произведений, активно участвуют в региональных, республиканских, всероссийских выставках, вносят вклад в формирование облика города (мозаичные панно, художественные формы в различных районах города, оформление интерьеров и фасадов зданий общественного назначения). В целом 1960‑80‑е годы можно считать периодом формирования многогранного, обладающего своим лицом приморского искусства.

 

В 1990‑е перемены, произошедшие в общественно-политической жизни страны, отражаются на художественной жизни. Основной тезис этого времени художники, пришедшие в искусство в конце 1980‑х, сформулировали в буклете выставки «Поколение 80‑х»: «Поколению 80‑х выпало время, в котором ему как первопроходцу, позволялось творить вне всякой идеологии, самому по себе… Полная свобода самовыражения, к которой надо, однако, еще привыкнуть. Поколению, выросшему в одном времени, а обязанному жить в другом – сложнее всего. Тут выживают сильнейшие, точнее, одержимые, для которых живопись – это жизнь». Основной проблемой становится с одной стороны поиск возможностей через искусство выразить проблемное видение современной жизни, с другой – стремление к индивидуальности, определяющей место художника в общем ряду. В этот период особую роль играют молодые художники. Их выставки указывают на «существование диаметрально противоположных тенденций и направлений в искусстве, несовместимость установок и вкусов, взаимоисключающих подходов к изображению человека. Палитра эстетических исканий молодых живописцев…усложнилась,…на место ведущего принципа претендует сразу несколько способов интерпретации действительности – от безусловного раскрытия натуры и прямых высказываний о мире до иносказательных образов и символических конструкций, а также целого конгломерата приемов, заимствованных из технических арсеналов современного модернизма».  Этот тезис раскрывают выставки творческих групп «Владивосток», «Штиль», «Лик», чья деятельность приходится на конец 1980‑начало 1990‑х.

 

Одной из знаковых выставок этого времени можно считать 2‑ю выставку молодых художников Дальнего Востока «Территория надежды» (1995, Владивосток). Анализируя представленный материал, В. И. Кандыба пишет: «Мы сейчас болезненно много говорим о трудностях жизни художника в России. Но как хочется, чтобы вопреки им, несмотря ни на что, наш Дальний Восток стал для творчества благословенной территорией надежды. Такой же, какой является для нас эта выставка, излучающая свет молодости и надежды». Что побуждает одного из ведущих искусствоведов Дальнего Востока смотреть в будущее с оптимизмом? Помимо общего прогноза он отмечает работы Л. А. Козьминой, И. Г. и О. Г. Ненаживиной, Е. А. Ткаченко, А.Г. Филатова, И. И. Бутусова и др., хотя и считая их доступными не всем, но отмечая работу с формой и цветом, смыслами и ассоциациями. С точки зрения сегодняшней художники, чьи имена назвал в своей статье В. И. Кандыба, ответили на вызовы времени, их творчество является безусловным тому подтверждением.

Но в 1990‑е эти вызовы приобрели острый характер. Актуальной была проблема новых форм, выдвинутая техническим прогрессом: в художественной жизни формируется актуальное искусство, не связанное с традиционными навыками работы художника. Кризис происходил и в области художественной критики, которая ранее анализировала и обобщала явления художественной жизни, а в новых условиях стала походить на арт-журналистику, хотя и вносящую лепту в создание картины дня, но не способную отразить ситуацию в целом.

 

Если говорить о творческом союзе, как о хозяйственном организме, кардинальные перемены затронули и эту сферу жизни: художественный фонд, как форма организации занятости художника, в Приморском крае перестает существовать. Безусловно, 1990‑е можно назвать кризисным периодом для искусства региона.

 

Вместе с тем жизнь побуждает искать новые формы взаимоотношений с социумом. В 1992 году Владивосток утрачивает статус закрытого города-порта, становятся возможными и складываются контакты с художниками других стран. Приморцы начинают участвовать в крупных художественных событиях Азиатско-Тихоокеанского региона и входить в арт-рынок. Появляются негосударственные галереи «Артэтаж» (основатель и директор А. И. Городний), «Арка» (основатель и директор В. Е. Глазкова). Благодаря им формируется первичное понимание фигуры куратора, который выдвигает идею выставки сообразно собственному видению художественного процесса, темы и обеспечивает их реализацию. Следует отметить усилия А. И. Городнего по формированию коллективных выставок с большим количеством участников-членов Союза художников, дающих срез того или иного художественного явления: «110 автопортретов», «Детский портрет», «Владивосток: пейзажи и лица», «Художники в Андреевке» и др. Опыт ведения работы на этих площадках, давших возможность знакомства с искусством художников других регионов России и зарубежных, представляющих актуальное искусство, фотоискусство, безусловно, нуждается в глубоком исследовании и обобщении. В данной статье отметим следующее: и музей «Артэтаж», и галерея «Арка» работали и продолжают работать с художниками-членами Союза художников России. «Артэтаж» является неизменным партнером Приморского отделения в проведении масштабных выставок (Приморская организация ВТОО «Союз художников России»: 70 лет», «Дальневосточная государственная академия искусств: 50 лет», «Художники флоту» и др.)

 

К 2000‑м годам складывается современная картина художественной жизни. Члены творческого союза активно участвуют в выставках различного уровня в России и за рубежом., в крупнейших арт-ярмарках Азиатско-Тихоокеанского региона (KIAF, Guangzhou Art Fair и др.). Крупные художественные выставки с участием художников Владивостока прошли в рамках саммита АТЭС-2012, Биеннале визуальных искусств Владивостока и др. Художники становятся инициаторами различных акций. Из наиболее значительных можно назвать организованную в середине 1990‑х С. Д. Горбачевым серию арт-круизов на яхте «Аллегро».

 

Идея создания в 2001 году движения «Дом Пришвина» (руководитель Заслуженный художник Российской Федерации В. И. Олейников), объединившего писателей, художников, краеведов в связи с творческим переосмыслением пребывания М. Пришвина в Приморье, повлекла не только ряд выставок, но и серию творческих встреч в библиотеках Приморского края.

 

В 2006 В. Ф. Косенко, А. П. Онуфриенко и еще ряд художников, дизайнеров и архитекторов выступили с идеей проекта «Гармония среды», который включил ряд выставок. Наиболее яркой из них получилась выставка «Город, море, ветер, парус» (была приурочена к дню рождения Владивостока). Были представлены монументальное искусство, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектурные и дизайн-проекты. Идея выставки – определить место художника в городской среде. К моменту формирования выставки уже был положительный опыт восстановления железнодорожного вокзала и арки Цесаревича во Владивостоке силами членов Приморской организации Союза художников России. Проект сопровождался серией публикаций в периодической печати, что говорит о попытках не только создания собственно художественного продукта, но формирования общественного мнения  (эта идея получила продолжение на современном этапе: в сентябре 2014 года «Альянс-Франсез Владивосток» представил образовательный проект «Современное искусство в архитектуре города», вызвавший большой энтузиазм у студентов, обучающихся на специальностях «архитектура» и «дизайн»). В некотором смысле в 2006 году приморские художники предвосхитили время. А в 2013 году продолжением проекта стало оформление кинотеатра «Владивосток» серией керамических панно Г.Г. Добрыниной и В.Ф. Косенко.

 

Еще одной интересной инициативой явилось создание некоммерческого Фонда визуальных искусств «МОСТ» в 2009 году, автором которой выступили А. Л. Арсененко и В. Н. Старовойтов. Основным видом деятельности организаторы назвали деятельность в области искусства. Одна из акций фонда «Дары Волхвов» – благотворительная выставка работ приморских художников в музейно-выставочном комплексе ПГОМ им. В. К. Арсеньева на ул. Петра Великого, 6 – по замыслу организаторов проводилась для последующей передачи средств от реализации картин на создание соответствующего пространства в музее для маломобильных групп населения.

Эти примеры говорят о том, что на современном этапе поле творческих исканий художника оказалось расширенным.

 

Дальневосточная государственная академия искусств также расширяет привычные рамки деятельности. К 2009 году на кафедре живописи формируется новый состав преподавателей. Обновленная кафедра заявляет о себе выставкой в залах Приморской государственной картинной галереи «Окрашено», что само по себе является неординарным шагом. Во вступительной статье к каталогу выставки В. И. Кандыба пишет о том, что за без малого полвека существования академии о коллективной выставке педагогов факультета замысла не возникало. Выставка явилась вехой, означающей смену поколений не только в мастерских, но и в учебных классах академии, в которых в 2009 году преподают И. И. Бутусов, А. В. Глинщиков, А. А. Енин, Е. Е. Макеев, В. В. Медведев, И. Б. Обухов, Н. А. Попович, которые «став членами единого коллектива, художниками и педагогами в одном лице, вместе олицетворяют и творческий потенциал факультета и магистральный путь его развития в будущем».

 

В 2009 впервые по инициативе Дальневосточной государственной академии искусств проводится международный конкурс для молодых художников «АртВладивосток», который завершается выставкой по итогам. Становятся ежегодными выставки в залах Приморского отделения ВТОО «Союз художников России» и Приморской государственной картинной галереи по итогам пленеров и 2‑го и 3‑го конкурсов «АртВладивосток». В списке выставок и художественных событий молодые художники – недавние выпускники академии указывают пленеры в Санкт-Петербурге, Флоренции, участие во всероссийских художественных акциях (выставка «Это здорово!» в музее «Артэтаж» в рамках подготовки к Олимпиаде-2014).

 

В период работы председателем А. А. Пыркова усилиями декана живописного факультета Н. А. Попович формируется молодежная секция Приморского отделения ВТОО «Союз художников России».

В настоящее время Приморское отделение ВТОО «Союз художников России» насчитывает 124 человека, включая искусствоведов: доктор искусствоведения В. М. Марков, кандидат искусствоведения О. И. Зотова, Заслуженный работник культуры РФ Л. И. Варламова, Заслуженный работник культуры РФ Н. А. Левданская. Также членом СХР является директор музея «Артэтаж» А. И. Городний.

 

До 2003 года в состав Приморского отделения ВТОО «Союз художников России» входило Находкинское отделение (сегодня НАХОДКИНСКОЕ ГОРОДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВТОО «СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ»). Находкинская группа художников была основана по инициативе руководителей города Находка в 1980 году. Были приглашены и обеспечены жильем выпускники художественных вузов страны: В. В. Захаренко, В. К. Захаренко – выпускники Московского высшего художественно-промышленного училища, В. Е. Ежков – выпускник института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Ю. А. Резниченко, Н. П. Саунин – выпускники Дальневосточного института искусств. В 1982 году был приглашен член Союза художников СССР, лауреат премии Приморского комсомола В. П. Лаханский. С 1982 года он был избран членом правления Приморской организации и возглавил творческую группу Находки. В это же время в городе работали художники Н. М. Кублов, В. П. Воднев, В. А. Горбань, В. П. Попов, Ю. И. Тухов, Г. А. Омельченко и др. Так, интересными графическими работами еще в 1980‑х гг. заявила себя О. П. Козич (выпускница Дальневосточного института искусств). Графика Козич отличается точностью композиционного решения, уверенным рисунком, сложной цветовой гаммой. Большой вклад в искусство графики внесли В. П. Быков (в советское время художники много путешествовали по Чукотке, запечатлев Север в сериях графических листов) и Ф. Ф. Конюхов. С Находкой связано творчество Г. А. Омельченко. В 1‑й зональной выставке «Советский Дальний Восток» художник участвовал графической серией «Рыбацкие будни» и «Дальневосточные рубежи», но потом полностью посвятил себя живописи. Находка стала одним из основных сюжетов плакатиста В. А. Горбаня. Заметным явлением было творчество пейзажиста Н. П. Саунина. С 1964 года жил и работал в Находке Н. М. Кублов, главной темой его работ являлась тема любви к малой родине, воплотившейся в богатых по колориту полотнах. С 1983 года в Находке живет и работает скульптор Е. К. Самбурский (окончил Фрунзенское художественное училище, мастерскую Н. И. Ладягина). В 1987 году в Находку были приглашены выпускники Дальневосточного института искусств В. К. и Н. С. Усовы.

 

Восьмидесятые годы были творчески насыщенным периодом. Ядро группы – молодые художники и члены СХР В. П. Лаханский и Г. А. Омельченко, активно работали в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве. Ежегодные городские выставки (с 1980 года по настоящее время) – в залах Музейно-выставочного центра, в которых участвуют художники разных поколений, привлекают внимание жителей города. Также художники участвуют в краевых, зональных, республиканских и всесоюзных выставках, налаживают международные связи. Так, В. П. Лаханский, В. В. Захаренко, В. П. Быков стали участниками международного проекта в городе Отару (Япония), Г. А. Омельченко, В. П. Лаханский, В. П. Быков явились участниками выставки в городе Майдзуру (Япония), прошли обменные выставки между художниками города Находки и художниками городов Майдзуру и Отару (Япония). Осуществляются творческие поездки на академические дачи СХР, проводятся пленеры, организуются встречи между художниками и зрителями, встречи с учащимися художественных школ города, проводятся конкурсы. В Союз художников приняты художники В. В. Захаренко, В. К. Захаренко, В. П. Быков, Ф. Ф. Конюхов, Н. П. Саунин, Ю. А. Резниченко, В. Е. Ежков, О. П. Козич, В. К. Усов, Н. С. Усова. Благодаря руководству города практически все члены Союза художников были обеспечены творческими мастерскими.

1990‑е оказались для художников Находки такими же кризисными, как и для других. В связи с территориальной отдаленностью города Находки от Владивостока (180 км) и составом членов СХР в городе Находке более 10 человек, по инициативе К. Р. Аварского было принято решение о создании Находкинского отделения СХР. Регистрация Управлением юстиции по Приморскому краю состоялась в июне 2003 года.

 

До 1990 года в состав Приморской организации входило Уссурийское отделение Союза художников России (сегодня УССУРИЙСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВТОО «СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ»). Уссурийск является вторым художественным центром Приморского края. Художественные традиции здесь были заложены еще в 1940‑х годах. Уссурийская организация ВТОО «Союз художников России» образовалась 20 июня 1943 года как отделение Приморской организации Союза художников России. 12 марта 1944 года организация открыла 1‑ю выставку уссурийских художников.

 

Большую роль в создании творческой группы уссурийских художников сыграла Студия военных художников, которую в январе 1940 основали выпускники Академии художеств Санкт-Петербурга братья Фридманы – Овсей Исакович, художественный руководитель студии военных художников, преподаватель факультета батальной живописи в Академии художеств, и Рафаил Исакович, директор студии и художественной мастерской. Для студии и работы художников в Уссурийске было построено специальное здание по ул. Володарского, 42. В военные год студией при доме офицеров руководил А. Н. Ромашкин.

 

В 1950 годы начали работу художественно-производственные мастерские. Уссурийская организация не была многочисленной: 10‑15 человек составляли ее творческое ядро. Жизнь небольшой организации всегда имеет свои положительные и отрицательные стороны. В данной ситуации положительным явилось то, что компактный коллектив мог увлечь идеей один человек – лидер. В 1950‑х лидером считали С. Ф. Арефина, начавшего участвовать в краевых выставках, начиная с 1940‑х. С. Ф. Арефин вырос в Уссурийске, в годы Великой Отечественной войны служил в штабе Дальневосточного округа, где и закончил курсы военных художников. Вернувшись в Уссурийск, вступил в Союз художников, активно занимался не только творческой, но и общественной работой в организации. В 1966 году художник переезжает во Владивосток и на долгие годы практически отказывается от станковой живописи, став художником театра.

 

Несомненно, ведущую роль в творческом развитии сыграл К. П. Коваль. Его работы появились на всесоюзных и республиканских выставках в конце 1950‑х. Выпускник Студии военных художников в Уссурийске, главной школой для себя он считал Академическую дачу им. И. Е. Репина. Благодаря творческим заездам на Академичку К. П. Коваля хорошо знали в Москве и называли «Коваль из Уссурийска». Он был замечательным педагогом, продолжив и традицию студийного обучения в Уссурийске, и некоторым образом продолжил педагогическую линию В. В. Безродного на уссурийской земле. Учеников его студии называли «ковалятами». Весь свой щедрый, сильный талант К. П. Коваль посвятил приморскому пейзажу, достоинства которого отмечал мастер-пейзажист А.А. Грицай. Природная одаренность, огромная работоспособность позволили К. П. Ковалю стать высокопрофессиональным художником, личностью, обладавшей «созидательным началом».  Благодаря ему появилось определение «уссурийская школа живописи» на выставках дальневосточного региона и общероссийских. Увлекающая сила его дарования сплотила и вдохновила уссурийских художников. Об этом пишет редактор городской газеты Уссурийска М. Дубранов: «Есть люди, которым самой судьбой предначертано оставить сроку в человеческой истории. Из … истории Уссурийска к таким людям без всяких натяжек можно отнести художника Кима Петровича Коваля».

 

В 1940‑е годы С. Ф. Арефин, Г. К. Асланов, Ю. Л. Арс, В. М. Зотов, С. П. Чайка, С. И. Дерека заложили крепкие основы стабильной художественной жизни города. В 1950‑1970‑е годы к ним присоединились и стали членами Союза художников России Н. П. Борисов, Б. А. Вялков, К. П. Коваль, В. М. Медведский, Н. Я. Грицук, П. Я. Герман, А. В. Ткаченко, Б. Н. Лошкарев, В. А. Лутченко, Н. Д. Волков, В. А. Серов, Г. Г. Лагерев, А. А. Усенко, в 1980‑е – Ю. П. Галютин, О. К. Никитчик, И. Т. Никитчик, А. В. Пихтовников. В 1990‑е организацию пополнили новые члены – Ю. П. Ларионов, М. Р. Пихтовникова, Е. А. Пихтовников, Н. Н. Казанцев, С. В. Горбач, М. П. Соболевский.

 

18 марта 1985 года состоялось открытие построенного стараниями художников Уссурийска здания Дома художников. Большую роль в этом деле сыграл в том числе А.В. Пихтовников, который возглавлял комиссию по культуре в городском совете депутатов. За вклад в развитие искусства России и Дальнего Востока художникам организации присвоено звание Заслуженный художник РФ и Заслуженный деятель искусств РФ (К. П. Коваль), Заслуженный художник РФ (А. В. Ткаченко, В. А. Серов, Н. Д. Волков, О. К. Никитчик, И. И. Дункай).

 

С Уссурийской организацией тесно связана тема Творческой дачи в Андреевке. Андреевка, именуемая в художественной среде «дача художников», оказалась удивительно притягательным местом не только для отдыха и рыбалки. Здесь на землях Хасанского района Приморья были продолжены традиции домов творчества центральной полосы России. Одна из них – Академическая дача им. И. Е. Репина в Вышнем Волочке – служила для приморцев и местом общения, и местом обучения, где участниками творческих заездов были  и маститые художники Москвы, Ленинграда и других городов Советского Союза, и те, кому еще предстояло стать мастером.

Приморцы проторили в Вышний Волочек постоянную дорогу. На исконно русских землях в тесном общении с известными художниками-шестидесятниками А. А. Грицаем, В. Н. Гавриловым, А. Д. Романычевым, А. П. и С. П. Ткачевыми происходило постижение глубин профессии художника. У каждого в творческом багаже найдется этюд с Академички, где, к слову, они бывают и сегодня, не смотря на кардинально изменившиеся обстоятельства художественной жизни.

 

В 1970‑е, после серии дальних поездок, было решено сделать свою творческую дачу: «несколько приморских живописцев К. Коваль, А. Ткаченко, А. Телешов, В. Прокуров, В. Медведский впервые приехали в Андреевку. Андреевка – небольшое село на юге Приморья в Хасанском районе, расположенное на берегу бухты Троица Японского моря. Место удивительно красивое. Здесь теперь находится творческая дача «Андреевка». Содержит ее Уссурийская организация Союза художников России. Сюда приезжают работать и отдыхать художники дальнего Востока – Приморья, Хабаровска, Благовещенска, а в добрые времена приезжали художники из Москвы, Ленинграда, Прибалтики, из Центральной России» – пишет референт ВТОО «Союз художников России» Р. П. Кошелева.  Редактор газеты нашел место для публикации об Андреевке на странице с рубрикой «В домах творчества» рядом с материалом об Академической даче в Вышнем Волочке, что не случайно. Андреевка явилась местом вдохновения и работы для десятков художников разных поколений и одновременно своего рода связующим звеном с центром России.

В 1990 году при численности 10 человек Уссурийское отделение отделилось от Приморского и приобрело статус самостоятельной организации.

 

Сегодня Приморское отделение, Находкинская городская и Уссурийская городская организации ВТОО «Союз художников России» тесно взаимодействуют в организации художественных выставок и пленэров в России и за рубежом.

 

 

 

 

Ольга ЗОТОВА

член ВТОО «Союз художников России»,

ответственный секретарь Приморского отделения

ВТОО «Союз художников России»,

кандидат искусствоведения,

доцент Школы гуманитарных наук ДВФУ

 

 

© ПРИ КОПИРОВАНИИ И ЦИТИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ С САЙТА,

ССЫЛКА НА авторство и источник – ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

 

В настоящее время на Дальнем Востоке насчитывается двенадцать творческих организаций художников: Приморское отделение ВТОО «Союз художников России» - вторая по численности.

Деятельность организации тесно связана с историей изобразительного искусства не только Приморья и Дальнего Востока, но и всей России.